Министерства образования Российской Федерации №АФ-150/06 от 18.04.2008 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». 1.3. Настоящее Положение принимается педагогическим советом ДОУ и утверждается приказом заведующего ДОУ. 2 .Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения детейинвалидов и детей с ОВЗ 2.1 Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется с целью обеспечения государственных гарантий граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в пределах федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 2.2 .Задачами психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ являются: - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; - своевременное выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и социальной дезадаптации, составление индивидуального образовательного маршрута(карты индивидуального сопровождения или индивидуальной программы развития); - осуществление квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом; - осуществление полноценной социальной и образовательной интеграции детей- инвалидов и детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей; - обеспечение физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ с учетом уровня актуального развития; - воспитание с учетом возрастных категорий детей и уровнем актуального развития гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения максимально возможной социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, вовлечения их в процесс социальной интеграции и личностной самореализации; - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Порядок организации психолого-педагогического сопровождения детейинвалидов и детей с ОВЗ 3.1. Организация психолого-педагогического сопровождения детейинвалидов и детей с ОВЗ осуществляется в группах общеразвивающей направленности. 3.2. В группах общеразвивающей направленности осуществляется совместное образование детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования (далее - АОП), обеспечивающей учет особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. 3.3. Основанием для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида и ребёнка с ОВЗ является личное заявление его родителей (законных представителей), предъявивших в ДОУ: - коллегиальное заключение ТПМПК; - копия справки МСЭ, подтверждающей у ребенка наличие инвалидности и копию индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (для ребенка-инвалида). 3.4. Организационные функции психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ возлагаются на Психологопедагогический консилиум ДОУ (далее - ППк), действующий на основании Положения о психолого- педагогическом консилиуме ДОУ, утвержденного приказом заведующего МАДОУ- детский сад № 145 3.5. Состав лиц (специалистов ДОУ), участвующих в психологопедагогическом сопровождении детей-инвалидов и детей с ОВЗ, посещающих ДОУ, устанавливается приказом заведующего МАДОУ-детский сад № 145. 3.6. Специалисты МАДОУ-детский сад № 145, осуществляющие психологопедагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ: проводят психолого-педагогическое обследование детей-инвалидов и детей с - ОВЗ в течение календарного месяца со дня зачисления ребенка вМАДОУдетский сад № 145; - участвуют в разработке АОП; разрабатывают и корректируют индивидуальные образовательные маршруты сопровождения детей-инвалидов, детей с ОВЗ, после принятия коллегиального решения ППк о сопровождении и/или дальнейшем сопровождении ребенка специалистами ППк; - осуществляют коррекцию нарушений развития и социальной адаптации воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов; отслеживают эффективность осуществления психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ с учетом АОП и рекомендаций ТПМПК. 4. Организация образовательной деятельности в группах общеразвивающей направленности 4.1. Основные задачи организации деятельности группы общеразвивающей направленности: - создание условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ; - разработка и реализация АОП с учетом характера нарушения в развитии детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования; - осуществление ранней социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для общения детей; - проведение коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ; - обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения, оказание психологической поддержки семье воспитывающей ребенка с ОВЗ. 4.2.Образовательный процесс детей с ОВЗ в группе общеразвивающей направленности организуется в соответствии с АОП, разработанной ДОУ самостоятельно с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей с ОВЗ. 4.3. АОП определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования и направлена на формирование общих культурных ценностей, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. 4.4. На каждого ребенка — инвалида группы общеразвивающей направленности составляется индивидуальный образовательный маршрут сопровождения. 4.5. Формами образовательной деятельности детей с ОВЗ в группеобщеразвивающей направленности являются: - образовательная деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в психическом и/или физическом развитии детей; - образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальнохудожественной, чтения) и в ходе режимных моментов в сочетании с квалифицированной коррекцией недостатков в психическом и/или физическом развитии детей; - совместная и самостоятельная деятельность детей; - взаимодействие с семьями детей, по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования. 4.6.Основной формой организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ являются коррекционные занятия (подгрупповые, индивидуальные). Коррекционные занятия для детей с ОВЗ проводятся согласно расписанию непосредственно образовательной деятельности с учетом режима работы учреждения, графика работы учителя-логопеда и/или педагога-психолога и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста. 4.7. Подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ проводятся учителем-логопедом и/или педагогм-психологом. Их периодичность определяется тяжестью нарушений развития ребенка, но не менее 2-х раз в неделю. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, индивидуального - не более 15 минут. 4.8. Суммарная продолжительность коррекционной и непосредственной образовательной деятельности в течение дня не должна превышать требований действующих СанПин. 4.9.Коррекционно-развивающие занятия с детьми проводятся с сентября по май включительно. В течение 2-3 недели сентября проводится комплексное обследование вновь поступивших детей. 4.10. Ежедневно воспитатели групп общеразвивающей направленности проводят индивидуальную и подгрупповую работу с детьми с ОВЗ по заданию учителя-логопеда и/или педагога-психолога. Индивидуальная и подгрупповая работа проводится вне основной организованной образовательной деятельности, с учетом режима работы ДОУ и психофизических особенностей развития детей. 5. Организация взаимодействия педагогического персонала ДОУ по организации пеихолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ 5.1 Основными, ведущими специалистами, координирующими сопровождение детей с ОВЗ, являются учитель-логопед (для детей с тяжелыми нарушениями речи) и педагог-психолог (для детей с задержкой психического развития) (далее -- ведущие специалисты). 5.2.Основной формой взаимодействия всех специалистов МАДОУ-детский сад № 145 является ППк. 5.3. Деятельность ведущих специалистов (учитель-логопед и/или педагогпсихолог ): - разрабатывает АОП , составляет и/или корректирует индивидуальные образовательные маршруты сопровождения; - проводит диагностическое обследование детей с ОВЗ; - определяет направление, характер и сроки коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ; - организует и проводит коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ; -оказывает методическую помощь воспитателям и другим специалистам МАДОУ- детский сад № 145 (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) в вопросах организации коррекционно-педагогического процесса и адаптации содержания АОП , а также методов и приемов обучения возможностям детей с ОВЗ; - оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям). 5.4. Направления работы старшего воспитателя по организации психологопедагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ: - координирует работу по разработке ООП, АОП в соответствии с ФГОС ДО; - разрабатывает основные направления деятельности ДОУ по организации психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ; - участвует в разработке методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам; - вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса с точки зрения исполнения законодательных норм по организации обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях образовательной организации; - организует методические мероприятия по вопросам обучения . 5.5. Деятельность педагога-психолога: принимает участие в разработке АОП , составлении индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения; - проводит психологическую диагностику детей-инвалидов и детей с ОВЗ; - выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками, родителями и другими взрослыми; - отслеживает динамику адаптации детей с ОВЗ в социуме; - помогает воспитателю и другим специалистам ДОУ наладить конструктивное взаимодействие как с родителями ребенка с ОВЗ, так и родителями воспитанников в условиях инклюзивного образования; повышает психологическую компетентность воспитателей и других специалистов ДОУ, а также родителей (законных представителей), осуществляет помощь в подборе тех или иных форм и приемов взаимодействия с детьми с ОВЗ; - проводит консультирование воспитателей, специалистов и родителей (законных представителей). 5.6 Деятельность воспитателей групп общеразвивающей направленности направлена: - на создание оптимальных условий для амплификации развития эмоциональноволевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление; - на соблюдение преемственности в работе со всеми специалистами ДОУ по реализации индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения детей с ОВЗ; - на обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ОВЗ с учетом рекомендаций ведущих специалистов; - на создание благоприятных условий для включения детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОУ. 5.7. Деятельность музыкального руководителя: - соблюдение преемственности в работе со всеми специалистами ДОУ по реализации индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения детейинвалидов; - обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ОВЗ с учетом рекомендаций ведущих специалистов; - создание благоприятных условий для включения детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОУ.