Цель: Создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях татарского народа через подвижную игру. Задачи: формировать у детей целостное отношение к национальной культуре, традициям и играм татарского народа; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей; способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае; формировать представление о разнообразии народных подвижных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные подвижные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей; развивать двигательную активность, физические качества, умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, соблюдать правила игр; воспитывать патриотические чувства, взаимопомощь, дружеские отношения, уважения к людям других национальностей. Реализацию задач проекта осуществляли в группе, а также в различной совместной деятельности родителей и детей, музыкальных руководителей и инструкторов по физическому воспитанию. 1. Подготовительный этап. В начале работы над проектом я провела беседу сребятами с целью выявления представлений детей о народных подвижных играх. В беседу я включила вопросы: Ты любишь играть? В какие игры ты любишь играть? Какие подвижные игры ты знаешь? В какие из них ты любишь играть? С кем ты любишь играть в подвижные игры? В ходе беседы я выяснила, что дети любят играть в подвижные игры со сверстниками, друзьями, но не знаютчто такое народных подвижных играх. Я рассказала им стихотворение«Российская семья» В. Степанова, в котором говорится о многонациональной нашей стране. С помощью родителей я собрала атрибуты для народных подвижных игр. При организации работы с родителями мною была предложена для заполнения анкета «Народные детские подвижные игры» с целью пробудить в родителях интерес к теме народных игр и проводить совместные игры с детьми. В анкетировании приняли участие 12 родителей. 66 % (8 родителей) ответили, что часто совершают прогулки в выходные дни и 33 % (4 родителя) – нечасто. В основном гуляют во дворе или на спортивных площадках. Все дети предпочитают подвижные игры, некоторые из них ещё и настольные. У 33% имеется дома спортивное оборудование, у 66% их нет. Родители достаточно правильно понимают, что такое народные игры – это яркое выражение народа, игры с забавами, массовые игры, передаются из поколения в поколение. 50% (6 родителей) перечислили русские народные игры, 50% (6 родителей) и русские и татарские игры. Все родители знают, что подвижные игры имеют огромное значение для физического развития и здоровья детей. 2. Организационный уровень. Мною была предложена «Интеллект карта», где использовалась «Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?) В ее разработке приняли участие дети, их родители, а также сотрудники детского сада. Дети говорили, что они хотели бы узнать. Согласно «Интеллект карте» были определены следующие мероприятия: прослушивание с музыкальным руководителем татарских произведений; чтение татарских сказок; просмотр мультфильмов; изучение традиций татарского народа; рассматривание альбома «Народные подвижные игры», разучивание игр большой и малой подвижности с инструктором по физической культуре. Объединение детей в рабочие группы повысило интерес детей к данной деятельности. В рабочих группах дети планировали деятельность по теме проекта в группе. В группе проведены презентации на различные темы: «Юрта – жилище башкирского народа», «Тюбетейка – головной убор татар», доклады детей «Тюбетейка – головной убор», «Татарские традиции в моей семье». На основании этого родители и сотрудники говорили, чем они могут помочь, продумывали как организовать мероприятие в современных условиях. Для вовлечения родителей в проект было проведено анкетирование (приложение 1), консультация для родителей «В подвижные игры играем – здоровье укрепляем». 3. Обучающий уровень Обучающий уровень включает в себя организацию педагогом в различных видах детской деятельности, оснащение оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта. Оформление папки-передвижки по теме проекта, организацию выставки детских работ. Инструктор по физической культуре на своих занятиях знакомит с играми народов Урала. На занятиях музыкальный руководитель знакомит детей с татарскими песнями и танцами, а также народов Урала. На данном этапе у детей формируется целостное отношение к национальной культуре, традициям и играм татарского народа, расширяется кругозор детей. 4. Заключительный уровень На этом этапе проводится обобщение результатов работы: итоговое развлечение детей «Сабантуй» и чаепитие с пирогом дружбы. Совместно с детьми проведен анализ данного проекта. Дети рассматривали «Интеллект карту», отмечая что получилось, что узнали нового. Пришли к выводу, что народные игры не менее увлекательны. Игры каждого народа имеют национальные атрибуты, сопровождаются национальной мелодией. Родители были вовлечены в проект и также с удовольствием приняли участие в нём. Работа была организована таким образом, что каждый ребенок и его родитель смог принять участие. Подводя итоги проекта, было принято решение всеми его участниками продолжать изучение народных игр, применять их в совместных играх. Приложение 1 Анкета для родителей по теме «Народные детские подвижные игры» Уважаемые родители! Мы просим Вас ответить на предложенные вопросы. Заранее благодарны Вам за участие! Часто ли совершаете прогулки в выходные дни?__________________ Выйдя с ребенком на прогулку, Вы идете… а) В лес б) Во двор в) В магазин г) На спортивную игровую площадку Какие виды игр предпочитает Ваш ребенок? а) Подвижные игры б) Настольные игры в) Сюжетно-ролевые игры г) Другие (Какие?)________________________________________________ ________________________________________________________________ Какое спортивное оборудование имеется у вас дома?___________________ ________________________________________________________________ В какие подвижные игры Вы играли в детстве?________________________ _________________________________________________________________ Как Вы понимаете, что такое народные игры?__________________________ __________________________________________________________________ Перечислите, какие народные игры Вы знаете___________________________ Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры? ______________ Как Вы думаете, какое значение имеют подвижные игры для физического развития и здоровья детей?________________________ _________________