06.01.2020
Структура прогулки:
1.Наблюдение.
2.Подвижные игры: 2-3 игры большой
подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей,
дидактические игры.
3.Индивидуальная работа с детьми по
развитию движений, физических качеств.
4.Труд детей на участке.
5.Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность структурных компонентов
прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если
дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и
умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные
игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или
музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной
игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут
и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Наблюдение
Большое место на прогулках отводится
наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной
жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а
также с отдельными малышами.
В младшем
возрасте наблюдения должны занимать не более
7-10 минут и быть яркими, интересными. В старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15
до 20 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны
предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
Живая природа: растения и животные;
Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
Труд взрослых. Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.
Виды наблюдения:
Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т.д.
Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Организуя наблюдения, воспитатель должен
всегда соблюдать данную последовательность:
1. устанавливаются факты;
2. формируются связи между частями
объекта;
3. идет накопление представлений у детей;
4. проводятся сопоставления;
5. делаются выводы и устанавливаются связи
между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Окружающая жизнь и природа дают
возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
Подвижные игры
Ведущее место на прогулке отводится играм,
преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается
умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Выбор игры зависит от времени года,
погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с
игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и
увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую,
дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные
игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием,
упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни
и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко
использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки,
кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол,
баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую
погоду проводятся игры с водой.
Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке:
в младших группах — 6-10 минут,
в средних — 10-15 минут,
в старших и подготовительных — 20-25 минут.
На вечерней прогулке: в младших и средних группах — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 12 -15 минут.
Каждый месяц разучивание 2-3 подвижные
игры (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)
В младшем возрасте рекомендуются
игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
В средней группе воспитатель
распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может
справиться с этой задачей).
В старшей и подготовительной
группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами
соревнования.
Заканчиваются подвижные игры ходьбой или
игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
Не допускается длительное нахождение детей
на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной
подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми:
для одних организует игру с мячом;
метание в цель;
для других — упражнение в равновесии;
для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья; сбегание с пригорков.
Игры с высоким уровнем интенсивности
движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка,
так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно
сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания,
может быть причиной снижения аппетита.
Помимо подвижных игр и отдельных
упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом — это езда на велосипеде,
классики, зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным
дорожкам, ходьба на лыжах.
Примерно за полчаса до окончания прогулки
воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед
входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума,
аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм
и прическу в порядок и идут в группу.